Эстетская трагикомедия Кена Рассела «Последний танец Саломеи» (1988)
Мастер черной абсурдистской комедии Кен Рассел любит XIX век — от знаменитого пребывания Байрона и супругов Шелли в Швейцарии, когда на спор был написан «Франкенштейн» (фильм «Готика») до Брэма Стокера и Эдгар По. У него и Малер, и Лист, и Вагнер. Безусловно, режиссер в своих фильмах раскрывает не сами истории писателей и композиторов, а их восприятие через призму времени — из последней трети двадцатого века, из эпохи китча, глэм-рока, трэша, андеграунда, порнографии и пресловутого постмодерна.
«Последний танец Саломеи» Рассела — редкий образец уникального жанра «спектакль в фильме». Самый яркий и знаменитый пример подобного – гринуэевский «Дитя Макона». Но если у Гринуэя мы только в финале узнаем, что присутствовали на театральном представлении, то здесь нам сразу дают понять, что мы пришли в небольшой «домашний» театрик на премьеру. Однако, нас ожидает отнюдь не академично-пыльная «постановка», а самая натуральная творческая оргия!
«Последний танец Саломеи» далеко не так грандиозен, как прочие работы Рассела. Здесь нет стремительного и безоглядного пробега сквозь ряд декораций, эпох, событий и толпы персонажей. Это самая камерная работа режиссера, где всё, в сущности, снято в одном помещении – ракурс из зала на сцену и со сцены – в зал. Возможно Рассел, изрядный специалист в сфере изящных искусств, пытался этим фильмом доказать, что он хорош и как театральный режиссер. И доказал. Визуальное богатство, дерзость образов, парадоксы драматургии – все в наличии. Хорош оказался и сам «спектакль» по себе, и вписывание, встраивание его в структуру другого жанра – кино. Безупречное встраивание. Один из лучших фильмов дикорастущего Кена Рассела.