В Японии конфуцианство воспринималось и как религия, и как философско-этическое учение. Если дзэн-буддизм можно считать индивидуально-психологической системой регуляции поведения, то конфуцианство выступает как морально-этическая основа общинной жизни. Китайская живопись имеет не столько религиозное, сколько моральное звучание. Идеалом человека был конфуцианский ученый, почитавший высшую добродетель жэнь (доброе отношение к людям), сопровождающуюся такими качествами, как искренность, мудрость, справедливость. Все эти концепции нравственно содержательного мира придали искусству живописи моральное звучание 6, с. 20. Художник должен был сохранять природную непосредственность, и при этом ему следовало совершенствовать свои способности, учась у древних. Несмотря на то, что высшей целью является безыскусность, правила надлежало знать и понимать 6, с.23. «Техника китайской живописи не оставляет места для спонтанных импровизаций и поправок. Вся композиция и последовательность действий должны быть тщательно продуманы»,- отмечает В.Г.Белозёрова 2, с.150. Художественный замысел долго обдумывается, но когда состояние «готовности» достигнуто, то, как сообщают авторы трактатов по теории живописи, мастер как бы «вдруг» хватался за кисть и в безудержном порыве создавал свой шедевр. В.И.Самохвалова показывает, какое значение в японских дзэнских искусствах имеет психотренинг: «Предварительные этапы творческого самовыражения предстают здесь не в виде многочисленных этюдов, набросков и т.п., подготавливающих окончательный вид произведения, но исключительно в форме внутренней работы, правильное осуществление и «завершение» которой приводит к мгновенной вспышке озарения, когда и рождается произведение. …Тренинг состоит не в том, что действие повторяется десяток или сотню раз, но в том, чтобы единственная попытка оказалась удачной…спонтанность творческого акта подготавливается и обеспечивается высоким уровнем культуры всей предшествующей психической деятельности художника. Ибо дзэнская культура, в своих крайних проявлениях декларирующая необходимость разрушения зависимости человека от культурных норм, тем не менее сама сложилась пусть в очень необычную, но всё же именно культуру 7, с.87, с.88. В Японии такой идеализированный пейзаж, созданный рукой просвещённого философа, называется «живописью в китайском духе». Конфуцианским идеалам соответствовали особые эстетические принципы японского искусства. Важнейшим из принципов считается фурюу. Фурюу – это возвышенный вкус, образованность и развитость ума. В первую очередь данный принцип относится к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии, оформлению цветов. В Китае термин фурюу означал качества учёного-чиновника. В Японии данный термин носил преимущественно эстетический характер. Сходство конфуцианских принципов с буддийскими и даосскими можно обнаружить и в важном для японской культуры понятии «искренность». Достижение искренности в буддизме возможно лишь усилиями собственного духа. Искренность – важнейший принцип даосизма, и конфуцианство полагает, что искренность это одно из «пяти постоянств», без которого не может быть остальных четырёх: человечности (жэнь), справедливости (и), чуткости (ли), знания (чжи). Принцип тю (воплощение высшей искренности) – один из основных принципов дзэн 5, с. 59. В буддийском восьмеричном пути «правильное действие» предполагает ненарушение естественного развития вещей, а при «правильном сосредоточении» сознание уподобляется зеркалу, отражающему предметы мгновенно, не оставляя следов. Так пропадает грань между познающим субъектом и познаваемым объектом, достигается состояние однобытия. Это и означает просветление. Как и в китайской живописи, в японском искусстве первостепенную роль играло не наблюдение внешних явлений, а самоуглубление и сосредоточение. «Дао с понятиями единства «духу и материи», вечного потока всего сущего, взаимообратимости противоположностей и важности не-присутствующего стало фундаментом китайской живописи» 6, с. 16. Все три учения – даосизм, конфуцианство, буддизм – провозглашают законы Нулевого и Серединного пути. Конфуцианство – Серединный путь, даосизм – Естественный путь и буддизм – «восьмеричный» путь. Искусство Японии стремится к сохранению естественного вида природы, так как мир живёт недеянием или развивается спонтанно из самого себя. Вершина искусства – сама природа, и человек стремится донести вечный дух красоты и подлинности. По этой причине «китайские и японские художники называют свой метод следованием Естественности» 4, с.196. Японцы сравнивают сосну и вьюнок: сосна живёт тысячу лет, вьюнок утром расцветает, а вечером увядает, но оба в равной мере переживают дао. Этот принцип отражен и в «Лунь юй». Это отношение к пространству и времени приводит к тому, что японское искусство стремится освободить человека от ощущения пространства и времени. http://away.vk.com/away.php 👀